ГККП «Степногорская многопрофильная городская больница»
г.Степногорск, мкр.1, больничный комплекс, зд.15
Акмолинская область г.Степногорск, мкр.1, больничный комплекс, зд.15
8(71645)62373;
step-cgbmail.kz

Этический кодекс СМГБ

Этический кодекс – комплекс определенных норм в коллективе, которых должны придерживаться все сотрудники организации.
Этический кодекс регулирует межличностные отношения в организации, и придает моральный смысл совместной деятельности людей. Главной задачей создания этического кодекса является формирование положительного отношения к организации и медицинской профессии в обществе. Другой не менее важной задачей такого документа является помощь каждому сотруднику в коллективе в рамках «правильного» поведения по отношению к коллегам или/и клиентам.
 
I.    Общие положения
II.    Недопустимые действия работника здравоохранения
III.    Профессиональная независимость
IV.    Взаимоотношения работника здравоохранения и пациента
V.    Взаимоотношения медицинских работников
VI.    Пределы действия Этического кодекса, ответственность за его нарушение, порядок пересмотра.
 
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Этический кодекс работников ГКП на ПХВ «Степногорская многопрофильная городская больница» определяет моральную ответственность медицинских и немедицинских  работников организации за свою деятельность перед гражданами и обществом в целом.
2. В своей деятельности работники СМГБ должны руководствоваться следующими моральными и этическими принципами:
     1) руководствоваться настоящим Кодексом и Кодексом чести медицинских и фармацевтических работников;
     2) способствовать укреплению здоровья граждан Республики Казахстан;
     3) принимать решения исключительно в интересах пациента;
     4) не допускать совершения действий, способных дискредитировать высокое звание работника здравоохранения Республики Казахстан;
     5) добросовестно и качественно исполнять свои служебные обязанности;
     6) непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания;
     7) не допускать, руководствуясь соображениями личной выгоды, рекламирования и использования методов и средств профилактики и лечения;
    8) неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину;
    9) бережно относиться и эффективно использовать имущество организации;
    10) противостоять проявлениям коррупции;
    11) не допускать использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
    12) личным примером способствовать созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;
    13) не допускать и пресекать факты нарушения норм Кодекса чести со стороны других медицинских и фармацевтических работников;
    14) соблюдать установленную форму одежды в период исполнения своих служебных обязанностей.
3.  В отношениях с пациентами работники здравоохранения должны:
    1) уважать права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
      2) оказывать медицинскую помощь каждому, кто в ней нуждается;
      3) постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;
     4) способствовать укреплению доверия граждан к системе здравоохранения государства;
     5) не допускать фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к пациентам, прилагать усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;
     6) своими действиями не давать повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности.
4.   В отношениях с коллегами работники здравоохранения должны:
     1) соблюдать общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными;
     2) не отказывать в бескорыстной помощи и самому обращаться за советом к коллегам, если того потребуют интересы пациента;
     3) не ставить публично под сомнение профессиональную квалификацию другого медицинского и фармацевтического работника;
     4) приумножать традиции и достижения казахстанской медицины.
5.  Работник здравоохранения должен прилагать все усилия, в соответствии со своей квалификацией и компетентностью, делу охраны здоровья граждан, обеспечению качества оказываемой им помощи на самом высоком уровне.
6.  Работник здравоохранения обязан оказать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, места проживания, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов.
7.  Работник здравоохранения несет ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и безопасной медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями и служебными обязанностями в пределах имеющихся ресурсов.
8.   Моральная обязанность работника здравоохранения соблюдать чистоту рядов медицинского сообщества, беспристрастно анализировать как ошибки своих коллег, так и свои собственные. Препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.
9.  Учитывая роль медицинского работника в обществе, он должен поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях, особенно по пропаганде  здорового образа  жизни, используя все доступные средства (средства массовой информации, беседы, личный пример и др.).
10. Медицинский работник может заниматься какой-либо иной деятельностью, если она совместима с профессиональной независимостью, не унижает достоинства медицинского работника и не наносит ущерб пациентам и его профессиональной деятельности.
11. Право на частную медицинскую практику регулируется законодательством РК.
 
II. НЕДОПУСТИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
12.  Злоупотребление знаниями и положением работника здравоохранения несовместимо с его профессиональной деятельностью.
Работник здравоохранения не вправе:
      1) использовать свои знания и возможности в негуманных целях;
2) без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них;
      3) использовать методы медицинского воздействия на пациента с целью его наказания, а также в интересах третьих лиц;
4) навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды;
5) наносить пациенту физический, нравственный или материальный ущерб ни намеренно, ни по небрежности и безучастно относиться к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб.
13. Личные предубеждения работника здравоохранения и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.
14.  Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности, уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, установленных законодательством РК.
15. Работник здравоохранения не имеет права, пользуясь своим положением, эмоциональным состоянием пациента, заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.
16. Работник здравоохранения не вправе предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, медицинских изделиях.
17. Работник здравоохранения не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств, использовать на территории медицинской организации предметы, имеющие логотип компании или торговое наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.
18. При выполнении должностных обязанностей медицинский работник   должен сохранять трезвость и не находиться под воздействием каких-либо средств, вызывающих стойкое пристрастие к ним.
 
III. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ
19. Право и долг работника здравоохранения — хранить свою профессиональную независимость. Оказывая медицинскую помощь новорожденным и старикам, инвалидам, военнослужащим и гражданским лицам, руководителям высшего ранга и лицам, содержащимся под стражей, работник здравоохранения принимает на себя всю полноту ответственности за профессиональное решение, а потому обязан отклонить любые попытки давления со стороны других лиц.
20. Работник здравоохранения должен отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицом, если оно требует от него действий противоречащих законодательству Республики Казахстан, этическим принципам, профессиональному долгу.
21. Участвуя в экспертизах, консилиумах, комиссиях, консультациях и т. п., работник здравоохранения обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях давления на него — прибегать к юридической и общественной защите.
 
IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  РАБОТНИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПАЦИЕНТА
22.     Уважение чести и достоинства пациента.      Работник здравоохранения должен уважать честь и достоинство пациента, проявлять внимательное и терпеливое отношение к нему и его близким.
Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны работника здравоохранения недопустимы.
23.     Условия оказания медицинской помощи. Работник здравоохранения должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы и достоинства пациента.
24.     Конфликт интересов. При возникновении конфликта интересов пациент-общество, пациент-семья и т. п., работник здравоохранения должен отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.
25.     Медицинская тайна. Пациент вправе рассчитывать на то, что работник здравоохранения сохранит в тайне всю медицинскую и доверенную ему личную информацию. Работник здравоохранения не вправе разглашать без разрешения пациента или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения, включая и сам факт обращения за медицинской помощью. Работник здравоохранения должен принять меры, препятствующие разглашению медицинской тайны. Смерть пациента не освобождает от обязанности хранить медицинскую тайну. Разглашение медицинской тайны допускается в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
26.     Моральная поддержка пациента, находящегося при смерти.
Работник здравоохранения обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами. Работник здравоохранения обязан гарантировать пациенту право по его желанию воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии.
27.     Выбор работника здравоохранения. Работник здравоохранения не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту.
Работник здравоохранения может направить пациента другому специалисту в следующих случаях: -если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;
 
V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
28.     Взаимоотношения между коллегами. Взаимоотношения между работниками здравоохранения должны строиться на взаимном уважении, доверии и отличаться соблюдением интересов пациента. 
29. Во взаимоотношениях с коллегами работник здравоохранения должен быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания. Медицинские работники, обучающие молодых специалистов, своим поведением и отношением к исполнению своих обязанностей должны быть примером, достойным подражания.
29. Моральное право руководства другими работниками требует высокого уровня профессиональной компетентности и высокой нравственности.
30. Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег. Работник здравоохранения не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.
31.     Медицинская сестра обязана точно и квалифицированно выполнять назначенные врачом медицинские манипуляции. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого - с вышестоящим руководством.
 
VI. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ, ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА
32.     Действие этического кодекса. Настоящий кодекс действует в пределах ГКП на ПХВ  «Степногорская многопрофильная городская больница»  и имеет обязательную силу для всех работников.
33.     Ответственность работника организации. Степень ответственности за нарушение профессиональной этики определяется Этической комиссией СМГБ. Если нарушение этических норм одновременно затрагивает правовые нормы, работник несет ответственность в соответствии с законодательством РК.
34.   Контроль над соблюдением требований Этического кодекса осуществляют  руководители структурных подразделений, профсоюз медицинских работников.
35.  Пересмотр этического кодекса. Пересмотр настоящего Кодекса осуществляется Этической комиссией с учетом предложений  работников профсоюзной организации.